Задание 4. Изучить Технические характеристики модерн-джаз танца

Танец джаз - модерн – энергичный и выразительный, образный танец, который взял все самое лучшее с джазовой хореографии и модерна, к тому же он заметно улучшает координацию движений.


Балет и танцы самых разных направлений смешались, и в результате родилось совершенно новое танцевальное направление, которое получило название «джаз». Считается, что джаз-танец создали африканцы, а в основе техники лежит негритянский фольклор, смешанный с танцами других эмигрантов, проживающих на территории США. Основным принципом джазового танца является импровизация. В модерне имеет значение внутреннее наполнение движения, четкость линий, умение работать с дыханием.


Подготовленное джазовой техникой тело танцора сильное, гибкое, пластичное, выносливое. Иногда станцевать это просто, но иногда трудно и тяжело, и от этого ещё интереснее. Стандартное поведение, стандартная реакция, стандартные поступки это то к чему нас приучали в течение всей жизни родители: школа, ВУЗ, правительство ... Джаз-модерн это всё меняет. Проведём эксперимент - закройте глаза и, расслабив как можно больше мышц своего тела поддайтесь на те движения, которые ваше тело хочет сделать.


Если вам удастся расслабиться, вы с удивлением обнаружите, что тело может захотеть свернуться в спираль, неестественно наклониться, прогнуться…А теперь представьте себе, что все эти движения можно положить на музыку и позволить себе быть таким, каким ты есть, а не таким как этого требует окружающая социальная среда. Возможность побывать в этом состоянии дает танец джаз-модерн.


Данная методическая работа предназначена для педагогов дополнительного образования в области хореографии, а также для детей среднего школьного возраста, которым интересно узнать о современном танце, в частности о джаз - модерне. Здесь вы узнаете историю возникновения и основные движения, положения и понятия этого направления. Также в данной разработке описывается построение урока танца джаз – модерн на начальном этапе. Для педагогов будет полезным узнать с чего лучше начать обучение и как правильно научить своих подопечных технике исполнения современного танца.


Цель данной разработки познакомить педагогов и детей с историей возникновения таких направлений как джаз и модерн по отдельности и направления джаз – модерн, как единого целого. Рассказать как правильно построить урок и познакомить педагогов с базовыми понятиями, движениями и положениями танца джаз-модерн.


Основная задача – изучение языка движения, постижение танцевальной техники. Техника складывается из овладения отдельными упражнениями, помогающими понять, как построено движение, в чём заключается его начало, середина и конец.


Занятия проводятся в хореографическом классе, где имеются двухуровневый станок и зеркала во весь рост. У станка разучиваются основные движения, делается разогрев и растяжки джаз - модерна, а зеркала нужны для исправления ошибок учащимися самостоятельно, т.е. для работы над собой. Также для занятий партерным экзерсисом необходимы резиновые коврики, что бы детям было комфортно на полу.


ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОДЕРН-ДЖАЗ ТАНЦА.


Основные принципы модерн-джаз танца относятся прежде всего к технике движения. Они сложились в процессе эволюции различных систем танца. Эти принципы были заимствованы в основном из джазового танца и из танца модерн, а также из классического балета.

Характеристика танца модерн.

С момента своего возникновения течение модерн провозгласило идею природного движения (в противовес искусственному). Самым главным для танца модерн является понятие центра. Сознательное, осмысленное умение задействовать центр тела – это основная вещь, которая дает подлинное владение движением. Контроль над центром дает свободу движений рук и ног, отвечает за баланс и вращения, он же придает движениям убедительность. В этом и есть смысл: энергия движения выходит из центра и возвращается в центр.

Именно работа над подвижностью позвоночника лежит в основе многих систем танца модерн. Так, например, в технике М.Грэхем основой движения служит contraction (контракция) и release (релакция) - сжатие и расширение, которое исполняется в центр тела. В технике Д. Хамфри, а затем Х. Лимона позвоночник расслаблен и свободен и движение исполняется за счет падения и подъема тяжести корпуса, т.е. движение строится по синусоиде: движение задержка в кульминационной точке (suspend) и обратный возврат (recovery). В технике М. Каннингема большую роль играют различные спирали и изгибы позвоночника в соединении с движениями ног, заимствованными из экзерсиса классического танца. Модерн - джаз танец в некоторых разделах урока заимствует из различных техник упражнения, направленные на развитие подвижности позвоночника.


Контракция (от англ. contract – собрать, сократить) – это сокращение отдельных мышц корпуса и одновременное удлинение противоположных мышц. Так, если сделать центром корпуса движение вперед, то мышцы спины в это 7 время сократятся, а мышцы груди и верхнего пресса, напротив, удлинятся. Это называется контракцией вперед – по направлению импульса движения. Если сделать центром корпуса движение назад, то мышцы груди сократятся, а широчайшие мышцы спины удлиняться - это контракция назад. Если выполнить центром корпуса движение в сторону, например, влево, то мышцы с правой стороны корпуса сократятся, а с левой удлиняться – это боковая контракция. Контракция может быть разной по характеру движения толчковый, тянущий, резкий, пульсирующий и т.д., по амплитуде глубокая, неглубокая. Как и другие элементы танца, она является одновременно и техническим приемом, и средством выразительности.


Релакция ( от англ. relax – расслаблять) – это мышечное действие, обратное контракции и, как правило, следующее за ней.


Contraction и release — это базисные понятия, заложенные в технике М. Грэхем, а затем заимствованные различными другими системами.


Модерн - джаз танец активно использует передвижение танцора не только по горизонтали, но и по вертикали. Расположение исполнителя на полу (в партере) употребляется достаточно часто. Уровнем называется расположение тела танцора относительно земли. Основные виды уровней: стоя, сидя, стоя на четвереньках, сидя на корточках, стоя на коленях, лежа. Кроме того, существуют так называемые акробатические уровни: шпагаты (поперечный и продольный), «мост», стойка на руках, стойка на лопатках («березка»), колесо.


В любом виде хореографии средства выразительности тесно связаны с техникой исполнения. Эмоциональность, наполнение движений смыслом должно стать неотъемлемой частью танца. Танцевальность проявляется, прежде всего, в проходящих, связующих движениях, тех, которые выполняются между отдельными элементами и фиксированными позами. Искусство танца невозможно точно передать словами. Оно выходит за рамки счета и метра, это неуловимое сочетание многих компонентов.

Характеристики джаз танца.

При анализе африканского фольклорного танца Кэтрин Данхэм выделила следующие технические особенности этого стиля:

1. Использование в танце позы коллапса.

2. Активное передвижение исполнителя в пространстве как по горизонтали, так и по вертикали.

3. Изолированные движения различных частей тела.

4. Использование ритмически сложных и синкопированных движений.

5. Полиритмия танца.

6. Комбинирование и взаимопроникновение музыки и танца.

7. Индивидуальные импровизации в общем танце.

8. Функционализм танца.

Поза коллапса

Речь идет о своеобразном держании тела, когда нет напряжения и вытянутости вверх. Тело свободно и расслабленно, его изгибы немного утрируются, колени согнуты, торс и голова чуть наклонены вперед. Основное отличие джаз танца, танца модерн и классического балета прежде всего лежит в держании позвоночника. Если в классическом балете позвоночник является осью всего тела, осью вращения и прыжка, то в джазовом танце все диаметрально противоположно — позвоночник мягкий и расслабленный. В танце модерн позвоночник, как и в классическом танце, является осью движения, но эта ось не всегда направлена строго вертикально, а очень часто изгибается и вращается в различных отделах. При напряжении невозможно движение отдельных центров, например грудной клетки, в то время как при достаточном расслаблении такие движения возможны. Основная задача педагога на первом этапе обучения добиться достаточной свободы позвоночника, чтобы совершать движения различных его частей. Но в то же время тело должно быть достаточно напряженным, чтобы движения были энергичны. Умение распределять напряжение в позвоночнике называется релаксацией. Распределение напряжения и расслабление — основы техники джазового танца.

Изоляция и полицентрия

В африканском танце тело как бы состоит из отдельных частей-центров: это голова и шея, плечевой пояс, грудная клетка, пелвис (тазобедренная часть), руки и ноги. Поскольку руки и ноги состоят из отдельных сочленений: в руке — кисть, предплечье, в ноге — стопа и голеностоп, то эти части центров, которые называются ареалами, могут также изолироваться и выполнять движения независимо от других центров. Эти центры могут пространственно и ритмически независимо двигаться, именно это и создает полицентрию движения. Каждая часть тела, или каждый центр, имеет свое собственное поле напряжения и свой собственный центр движения. В своем движении изолированные центры могут сочетаться друг с другом (координироваться). При движении 2х центров одновременно мы говорим о бицентрии, 3х — трицентрии, при движении всех центров — полицентрии.

Полицентрия — это основополагающий принцип танцевальной техники. Для того чтобы перевести его в реальную видимость танца, существует технический прием, который называется изоляцией и подразумевает, что каждая часть тела, центр, двигается независимо от другой части. Эта, на первый взгляд, простая задача достаточно сложна для начинающего танцора, так как по анатомическим особенностям нашего тела все центры тесно связаны между собой, и движение, например, головы, естественно вызывает 9 напряжение в плечевом поясе или в грудной клетке. Однако изоляция — это основной технический прием, с которого начинается обучение джаз танцу.

Полиритмия

В джаз - танце центры могут двигаться не только в различных пространственных направлениях, но и в различных ритмических рисунках, метрически независимых друг от друга. Полиритмия тесно связана с музыкой. Африканские фольклорные танцы сопровождают исключительно ударные инструменты. Зачастую используется несколько инструментов, каждый из которых ведет свой собственный ритм. Современная музыка, в особенности джазовая, монометрична по своей структуре, т. е. наложения различных ритмических рисунков не происходит, однако во время импровизации того или иного инструмента на основной, базовый ритм накладывается ритм импровизации. Это приводит к появлению такого музыкального понятия, как свинг, т. е. определенной пульсации основного ритма, связанного со смещением мелодического рисунка и ритмической основы произведения. Именно это смещение невозможно зафиксировать нотными знаками, однако оно очень влияет на танцевальное движение, которое исполняется под свинговую музыку, поэтому танцор должен чувствовать своим телом музыкальный свинг и стараться воплотить его в движении. Отсюда и появляется не только музыкальное, но и танцевальное понятие свинга. В танце это понятие означает раскачивание, моторно-ритмическое движение какой-либо части тела или всего тела целиком. Свинг в движении должен исполняться прежде всего свободным, ненапряженным корпусом или отдельной частью нашего тела (рукой, ногой, головой, пелвисом). При этом движении главная задача — почувствовать вес тела или его части и свободно раскачиваться вверх вниз, вперед назад или из стороны в сторону. Свинговые движения корпуса особенно помогают расслабить позвоночник и снять излишнее напряжение. Примером полиритмического движения является ударник, который одновременно руками и ногами создает разнообразные ритмы и зачастую поет. Все вышесказанное относится и к иной по жанру музыке, используемой для создания хореографического произведения. Современная музыка, не только джазовая, в основном очень сложна по ритмической структуре. Особую сложность у исполнителя вызывают нечетные размеры, которые непривычны для эстетики классического балета. Это требует внимательного отношения к развитию ритмического восприятия у учащихся.

Координация

При движении двух или более центров одновременно возникает необходимость их скоординировать. Координация осуществляется двумя 10 способами: импульсом, при котором два или несколько центров приводятся в одновременное движение, либо применяется принцип управления, т. е. центры включаются в движение последовательно. Координироваться могут самые различные центры: голова и пелвис, руки и голова, плечи и голова. Менее употребительна координация головы и грудной клетки, но и она возможна. Плечи могут координироваться с головой, пелвисом, руками и ногами. Пелвис сочетается с головой, грудной клеткой, плечами, руками и ногами. Движения двух и более центров могут быть исполнены в одном направлении (например голова и пелвис вперед - назад), и тогда мы говорим о параллелизме, но могут двигаться и в противоположенных направлениях (например голова — вперед, пелвис — назад), и тогда мы говорим об оппозиции. В джаз - танце существует понятие, на первый взгляд, противоречащее изоляции, когда один центр активизирует другой центр, как бы управляет им, но при управлении заметен временной разрыв между движениями. Первоначально начинает движение один центр, затем через определенный промежуток времени — другой, третий и т. д. При активизации центра мы затрачиваем определенное мышечное усилие, которое и называется импульсом.

Просмотров: 1